Комнаты, места и квартиры в Берлине. Жильё в Берлине 2024
10955

«Если я не пью чай, значит я уже умер»

Эта народная мудрость родилась отнюдь не на берегах туманного Альбиона, не на залитых солнцем полях Цейлона и не в голове какого-нибудь китайского мудреца, а на самом крайнем немецком севере, где Восточно-Фризский полуостров встречается с Северным морем. 

«Если я не пью чай, значит я уже умер»

У жителей этого региона близ голландской границы репутация противоречивая, считается, что фризы немногословны, угрюмы и замкнуты. Они никогда не смеются, пьют крепкий алкоголь и не щурятся даже на сильном ветру. «Мойн», — коротко говорят они друг другу при встрече, и это приветствие напоминает отрывистый крик чаек. Однако, если попытаться сыграть по местным правилам и ответить «Мойн-мойн», то с вероятностью 100%, получишь нагоняй: болтлив очень.

Но разговорить можно и остфриза. Ведь есть у них одна слабость, некий ключик к сердцу: они очень любят чай. 

«Если я не пью чай, значит я уже умер»

Среди немцев, пьющих чай -  фризы, особенно восточные фризы, занимают особое место. Они издавна являются восторженными почитателями чая, четверть импорта которого, приходится на Фризские острова, хотя здесь живет всего около 4% населения Федеративной Республики Германии. Причиной этой огромной любви к чаю можно считать соседство с Нидерландами. В XVII в. Голландия поставляла чай для всей Германии, и, конечно, на соседние с Голландией Восточно-Фризские острова, которые некоторое время были нидерландской провинцией.  Уже невозможно установить, когда жители Восточно-Фризских островов познакомились с чаем. Но сохранилось сообщение об одном корабле из Гамбурга, который в 1694 г. сел на мель между Балтрумом и Лангеоогом. Жители соседнего острова подобрали выброшенное морем имущество, среди которого обнаружился и ящик чая. Они думали, что это сушёные овощи и сварили из него суп, да еще и со шпиком. Вряд ли именно с этого ящика началась история любви фризов к чаю, но всё может быть, о вкусах, как говорится, не спорят. Столько чая как в Остфризии, не пьют нигде в мире. На каждого из 450 тысяч жителей в год приходится 2,5 килограмма чая, что даже больше, чем в Великобритании (2,3 килограмма), а ведь британцы известны своим пятичасовыми чаепитиями на весь мир!

«Если я не пью чай, значит я уже умер»

В 1778 году прусский монарх Фридрих II пытался даже запретить «китайский драконов яд», но спустя два года был вынужден снять вето: его запрет обогатил контрабандистов, а местная светская жизнь стала богаче на одно развлечение — тайные чаепития. По сути, чай спас Остфризию от массового алкоголизма. «Дочайные» времена были страшны и мрачны: в этих сырых, болотистых местах главным напитком было пиво — его пили все, включая женщин и детей. Другого способа спастись от дизентерии здесь тогда не знали.

Оказавшись в гостях, здесь принято выпивать не меньше трех чашек чая, иначе это будет воспринято как оскорбление. Поговаривают, что в давние времена, такое оскорбление можно было смыть только кровью. Однако, куда большее возмущение может вызвать попытка перемешать в чашке сахар и сливки. По остфризскому канону напиток нужно потреблять трехслойным: сначала мягкое чайно-сливочное облачко, затем крепкая чайная середина и, наконец, сладкий финал. У этого правила есть, впрочем, вполне прозаическое объяснение: в прежние времена сахар (kluntjes) был дорог и одного кусочка должно было хватить на несколько чашек. 

«Если я не пью чай, значит я уже умер»

Чай в Остфризии пьют три-четыре раза в день, но официально teetied («время для чая») наступает в 15.00. На столе в гостиной расставляют чашки с раскидистыми цветами на фарфоровых бочках (узор «остфризская роза» — еще один важный элемент чайной церемонии). Чайник ополаскивают кипятком, затем насыпают чай из расчета «ложечка на чашку плюс одна ложка для чайника» (ложечки для остфризских чаепитий мельче обычных чайных). Затем чайник водружается в центр стола на специальную металлическую подставку (stövchen) со свечкой внизу. Настаивают чай не меньше трех минут. Правильнозаваренный чай должен сопровождаться характерным "морозным" треском. Звук дает тот самый леденцовый сахар, буквально разрываясь под действием горячей воды. Или, как говорят сами фризы, "de Kluntje kniddern".

Echter Ostfriesentee («подлинный восточно-фризский чай») может состоять из тридцати сортов ассамского чая. Франц Тиле, глава одной из старейших немецких чайных компаний Thiele & Friese, каждую пробу чая сравнивает с музыкантом, а микс в целом — с оркестром, сформировать который под силу далеко не всякому. Но, судя по всему, фризам это удалось.

«Если я не пью чай, значит я уже умер»

Какой бы противоречивой не была бы репутация фризов, что бы вы здесь ни увидели, чем бы ни занимались, вы наверняка однажды сядете за стол и перед вами окажется чай в фарфоровых чашечках. И после первого же глотка и вкус чая, и шум людских голосов, и все вокруг запахи, и шум моря, и крики чаек — все явит вам воплощение совершенной гармонии. В состоянии полнейшей мудрой расслабленности вы легко и дружелюбно посмотрите на мир, и он покажется вам простым и радостным. И это совсем не значит, что вы опьянели, скорее наоборот — вы просто достигли того самого, хорошо знакомого каждому остфризу душевного состояния, которое они называют «Gemütlichkeit». Это слово просто невозможно дословно перевести ни на один из языков мира. Его значение можно лишь прочувствовать вышеописанным образом. 

Текст: Варвара Четвертакова

Другие статьи автора:
Комнаты, места и квартиры в Берлине. Жильё в Берлине 2024
Магазин ювелирных изделий и украшений в Берлине. Продажа ювелирных изделий из золота 585 пробы и серебра оптом и в розницу в Германии.
Русские продукты в Европе. Заказать русские продукты в Европе