Как и чем живёт в дни Берлинале столица Германии? Ведь никакой другой фестиваль в мире так не сливается с городом и его обитателями, как Берлинале. Кажется, что берлинцы и гости столицы только и думают в эти дни о кино. И это на самом деле почти так.
Berlin International Film Festival открылся драмой Изабель Койшет «Никому не нужна ночь» с Жюльет Бинош в главной роли. В эти дни вовсю идут показы других конкурсных фильмов. Фестиваль продлится до 15 февраля. Церемония закрытия состоится на день раньше, 14 февраля. Призеров и обладателя главного приза, «Золотого медведя» Берлинале, назовет жюри под председательством режиссера Даррена Аронофски.
Каждый год в первой половине февраля Берлинале захватывает весь город. Для тех, кто ещё ни разу не был на этом кинофоруме, напомним его географию. Главный центр – это Потсдамер плац, где расположены дворец кинофестиваля и многозальные кинотеатры Cinemaxx и SineStar IMAX. Cinemaxx, наверное, самый активный фестивальный объект – показы идут тут с утра до вечера в 19 залах. Но Берлинале в эти дни буквально повсюду в городе. И ещё один кинотеатр, о котором стоит упомянуть – это мультиплекс, Cubix на Александр Плац. Он отдает под Берлинале три своих зала. Во Friedrichstadt-Palast на Фридрихштрассе проходят гала-премьеры и спецпоказы. До объединения Германии фестиваль проводился в Zoo Palast в западной части города. Три года назад этот кинотеатр открылся после реконструкции и теперь снова в деле. Неподалеку от Zoo располагается и Delfi. Он работает с 1949 года, и связан с фестивалем с самого его рождения. С 1981 года в Delfi проводятся показы фильмов программы Forum.
Но Берлинале всё больше и больше завоевывает маленькие и совсем нешикарные помещения в самых разных и совсем не престижных районах Берлина. Например, Colloseum в Пренцлауэрберге, кинотеатр 1924 года рождения, первый в этом когда-то рабочем районе Берлина. Или Odeon в Шенеберге, главный городской кинотеатр для ценителей фильмов без дубляжа. Toni@Tonino в Панкове в 1979-ом был признан памятником архитектуры, в 90-е его купил и привел в порядок известный немецкий режиссер Михаэль Ферхёвен. В двух последних, а также в Eiszeit Kino в Кройцберге (бывший сквот) проходят показы в рамках Berlinale Goes Kiez. Фильмы Generation демонстрируют в том числе в Filmtheater am Friedrichshain, крупнейшем артхаусном кинотеатре города, который в 90-е почти приватизировали, и спасло его только вмешательство берлинцев.
Интересна история, как на Берлинале появилась программа Generation. А появилась она вскоре после того, как в 1978 году в кабинет к тогдашнему директору Берлинале ворвалась подростковая делегация и настойчиво спросила, почему не предусмотрены программы для детей. Сегодня эта программа ежегодно привлекает порядка 50 тысяч зрителей. Кстати, в нынешнем году именно в рамках Generation 14plus показывают «14+» Андрея Зайцева и «Небесного верблюда» Юрия Фетинга. Perspektive Deutsches Kino собирает ежегодно от 5 до 15 тыс. человек, и 85% из них – берлинцы.
А вот ещё любопытные факты. Постоянная команда фестиваля – это всего около 12 человек. Но к началу февраля над его организацией трудится уже около тысячи.
За всю историю Берлинале у него было лишь четыре программных директора. Основатель фестиваля Альфред Бауэр руководил им более четверти века. Его преемник Вольф Доннер работал тут всего три года. Он успел перенести время проведения Берлинале с лета на зиму, учредить программу Panorama, попытался сделать фестиваль более зрительским, более интересным молодежной аудитории. Мориц де Хадельн продержался на своем посту чуть больше двух десятилетий. При нем фестиваль переехал на Потсдамер Плац и с точки зрения организации и масштабного подхода к делу стал именно таким, каким он является сейчас. Дитер Косслик руководит Берлинале с мая 2001 года и, как стало известно несколько месяцев назад, останется тут до 2019 года. Косслик сделал ставку на рынок. Он расширил European Film Market, учредил Co-Production Market, Berlinale Talents и World Cinema Fund, которые финансируются не из бюджета фестиваля, а из внешних источников. Наконец, он улучшил отношения с немецкой киноиндустрией, сделав постоянную программу Perspektive Deutsches Kino. Вырос доход не только от представителей немецкой киноиндустрии, но и от спонсорства. В общем, за все время его правления фестивальный бюджет увеличился более чем на 50%. Уже известно, что бюджет нынешнего года составляет 22 миллионов евро.
В этом году российское кино представлено во всех ведущих программах фестиваля. В основном конкурсе участвует лента «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Рекламный щит его фильма можно обнаружить, к примеру, перед зданием Martin-Gropius-Bau, где проходит кинорынок Берлинале. Тут же реклама и еще одного фильма, имеющего отношение к России – «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя.
Фестивальной рекламы в городе много, и самые распространенные сюжеты – это портрет Джеймса Франко (который появится в кадре сразу в нескольких фильмах берлинских программ), а также постер «50 оттенков серого» Сэм Тейлор-Джонсон. Экранизация эротического романа о романтической любви с садо-мазо-оттенком, похоже, станет чуть ли не самым популярным фильмом фестиваля. «50 оттенков серого» покажут в разделе Berlinale Special Gala.
Фото: film.culture360.asef.org
Популярные статьи
БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – ЭТО НЕПРОСТО! ЭКОНОМИЯ СРЕДСТВ И ПРИОРИТЕТЫ BOOST FORUM 2024: БЕРЛИН СТАНЕТ ЦЕНТРОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРАЗДНИЧНАЯ ПИРОТЕХНИКА: «ПРОТИВ» И «ЗА» ВНИМАНИЕ: ВИРУСЫ! ЧТО ДЕЛАТЬ? BSR «ПОВЫШАЕТ СТАВКИ» СЮНМАО – БЛИЗНЯШКИ ТЕПЕРЬ С ИМЕНАМИ БЕРЛИН: НОВЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ СТОИМОСТЬ BERLIN-TICKET S В 2025 ГОДУ
16373
Берлинале и город
Категории: Сегодня в новостях, НОВОСТИ ГЕРМАНИИ