На Moritzplatz из слегка качающегося и обильно запотевшего изнутри вагона вынеслась толпа, разматывая на ходу разноцветные флаги, крича друг другу что-то подбадривающее и ускоряющее. Мы же предпочли проехать дальше, до станции Hermannplatz, чтобы спокойно дворами добраться до Görlizer Park, откуда в 18:00 и стартовала первомайская демонстрация.
Уже в 16:00 на углу улиц Ohlauer Str. и Wiener Straße гордо реяли первые флаги демонстрантов. За исключением этих ярких пятен общая картина напоминала … все остальные немецкие праздники: неуместно танцующие люди, громкая музыка то там, то здесь, множество пластиковых стаканчиков (с пивом – в руках, без пива – под ногами), буквально таки броуновское движение участников действа. Единственное, что не делали вчера немцы, так это не жарили массово сосиски! Это можно легко объяснить, все-таки не революционное это дело, а вполне себе тихое, бюргерское…
Несколько дополнительных штрихов: над городом постоянно летали вертолеты, на улицах кроме полиции дежурил спецназ, мобильная связь работала с перебоями (а чаще всего вообще не работала), многие немцы потеряли привычную вежливость – толкались без извинений.
По словам организаторов праздника, в MyFest приняли участие около 45 тысяч человек (из них 19 тысяч в самой демонстрации). Сложно согласиться или опровергнуть эту цифру. Могу только сказать, что люди были везде: на улицах и в кафешках, на лавочках Götlizer Park и рядом с лавочками на земле, на деревьях и крышах, в окнах соседних домов и на балконах.
Рядом с нами звучала музыка, иногда прерываемая еще более громкой музыкой из соседних колонок. А вот на улице Sonnenallee демонстранты закидали отделение полиции пакетами с краской и камнями. Также не обошлось и без классики протестного жанра – активные (хотя сюда больше подойдет слово «ярые») участники праздника отрывали дорожные знаки и кидались ими в правоохранителей.
Почему коммунисты, социалисты и антиглобалисты должны быть такими громкими? Хороший вопрос без ответа. Возможно, первомайская демонстрация – это своеобразные олимпийские игры для престарелых атлетов. И вот целый год они занимаются всевозможной деятельностью, работают, учатся, клянчат деньги у правительства Германии. А первого мая собираются все вместе, чтобы заявить свой протест против того порядка, в котором они живут все оставшееся время, и … 40 человек было задержано, 25 полицейских были легко ранены…
Многие немцы, уверенно и даже немного высокомерно пренебрегающие демонстрацией, говорили, что 1 май давно стал ритуалом, бессмысленным ритуалом, который заканчивается похмельем, грязными улицами, сожженной прямо на тебе рубашкой. Вполне вероятно, что это так и есть. Или первомайские демонстрации в Германии всегда, то есть с самого начала, и были ритуалом (и ничем другим). Священным ритуалом, благодаря которому даже самые последние могут почувствовать себя первыми, самые тихие – громкими, самые спокойные – кидающимися камнями в другого человека, который лично тебе не сделал ничего плохого…
Чего просили люди? Против чего протестовали? В толпе многоголосой, многокрасочной, в толпе, почему-то закрывающей свои лица, в толпе, состоящей из абсолютно разных людей, пришедших сюда по абсолютно разным мотивам, в основном, звучали две речевки: «А – АНТИ - АНТИКАПИТАЛИСТА» и «Say it laud, say it clear, refugees are welcome here» («скажи это громко, скажи это ясно, беженцы – мы рады вам»). Кроме этого, как всегда, звучали обвинения в адрес капиталистического правительства. По мнению демонстрантов, именно от этого в Германии и все беды. Также протестующие выступали против роста стоимости аренды квартир, расистской полиции, политики в отношении беженцев. В этом году появилась и новая тема – выступали против движения PEGIDA.
Фото: Ольга Савченко,
Светлана Путинцева
Светлана Путинцева